УТВЕРЖДАЮ

Временно исполняющий

обязанности Руководителя
Федеральной службы 
государственной статистики

 

_____________А.Л. Кевеш

«31» июля 2017 г

 

Отчет о реализации Публичной декларации целей и задач Росстата
 в
I полугодии 2017 года

 

(одобрен на заседании Общественного совета при Росстате 28 июля 2017 года)

 

 

Сфера деятельности Росстата определена Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2  июня 2008 г. № 420.

I. Выполнение мероприятий по достижению цели деятельности Росстата и достижению значений целевых индикаторов.

Целью деятельности Федеральной службы государственной статистики является предоставление актуальной и достоверной статистической информации Президенту Российской Федерации, органам власти Российской Федерации, организациям и гражданам, а также международным организациям для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы и удовлетворения информационных потребностей общества.

Росстат обеспечил выполнение важнейшей функции по предоставлению официальной статистической информации с охватом всех категорий пользователей.

Основной формат распространения официальной статистической информации - размещение на Интернет - портале и предоставление доступа к базам данных, в том числе Базе данных показателей муниципальных образований (БД ПМО), а также загрузка в сегмент Росстата в Единую межведомственную информационно–статистическую систему (ЕМИСС). По состоянию на 01.07.2017 г. в ЕМИСС загружено 2939 показателей, формируемых Росстатом.

Росстатом в I полугодии 2017 года практически ежедневно осуществлялся выпуск оперативной статистической информации - срочных информаций и справок по актуальным вопросам, оперативных докладов, мониторингов и тематических бюллетеней, содержащих комплексную информацию о социально-экономическом положении России и субъектов Российской Федерации.

Практически все официальные публикации Росстата, включая статистические сборники, выпускаются в электронном виде. Срочные информации, оперативный доклад «Информация о социально-экономическом положении России» и основной ежемесячный доклад «Социально-экономическое положение России» в электронном виде направляются адресатам в органы государственной власти с использованием системы Межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Все статистические публикации (бюллетени и сборники) размещаются в свободном доступе на Интернет-портале Росстата.

В отчетном периоде Росстатом предоставлялась официальная статистическая информация, необходимая для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы, Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей.

Продолжалась работа по информационному взаимодействию с международными организациями: в I полугодии 2017 года заполнено и направлено в их адрес 294 международных вопросника.

Наряду с распространением официальной статистической информации путем ее опубликования в изданиях Росстата, средствах массовой информации и размещения на Интернет-портале Росстата, обеспечивается также предоставление информации по запросам граждан и организаций в соответствии с Административным регламентом предоставления этой государственной услуги. На все поступившие в органы государственной статистики запросы на предоставление официальной статистической информации своевременно направлены ответы заявителям. В I полугодии 2017 года подготовлено и отправлено более 13 тысяч ответов на информационные запросы.

II. Выполнение мероприятий по реализации задач Росстата

2.1. Реализация Федерального плана статистических работ.

Основополагающим документом для осуществления официального статистического учета в России является Федеральный план статистических работ, которым определены субъекты официального статистического учета и выполняемые ими работы по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации, группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления (распространения) пользователям.

В соответствии с принимаемыми законодательными и нормативно-правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с целью оптимизации статистической нагрузки на респондентов Федеральный план статистических работ постоянно актуализируется. Так, в I полугодии 2017 года было принято 5 актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих внесение в него изменений.

В отчетном периоде в План внесены изменения, направленные на совершенствование федерального статистического наблюдения по следующим направлениям:

- включение отдельного раздела, содержащего показатели социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов);

- обеспечение регулярного наблюдения показателя удельного веса занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, на основе данных выборочного обследования рабочей силы;

- оптимизация состава, периодичности и сроков выполнения работ по формированию официальной статистической информации, осуществляемых Росстатом и другими субъектами официального статистического учета.

Основные направления реализации Федерального плана статистических работ.

Основными направлениями реализации Федерального плана статистических работ в I полугодии 2017 года было формирование официальной статистической информации по поручениям Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации:

ü по показателям для оценки реализации приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, стратегиях социально-экономического развития Российской Федерации, «дорожных картах» и др.;

ü по показателям, характеризующим экономические процессы в Российской Федерации;

ü по показателям, характеризующим социальные и демографические процессы в Российской Федерации.

В рамках Федерального плана статистических работ в отчетном периоде Росстатом выполнены все запланированные на этот период работы.

Среди них необходимо отметить ряд новых разработок.

В феврале 2017 года впервые сформирована официальная статистическая информация о квартальной оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников организаций, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам Российской Федерации за январь-декабрь 2016 года.

В июне 2017 года осуществлена первая оценка ВВП за 1 квартал 2017 года в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК029-2014 (КДЕС Ред.2).

Сформированы окончательные итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2015 год, которые размещены на официальном сайте Росстата на главной странице в рубрике «Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год».

Впервые сформированы данные, характеризующие социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации по ряду показателей, характеризующих жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, инвестиции в основной капитал.

2.2. Подготовка, проведение и подведение итогов всероссийских переписей, специализированных обследований и наблюдений, разработка базовых таблиц «затраты-выпуск».

2.2.1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года.

В I полугодии 2017 года в соответствии с программой публикации предварительных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, утвержденной приказом Росстата от 13.01.2017 № 13, осуществлялись работы по подготовке 90 публикационных таблиц с предварительными итогами по Российской Федерации в целом (том I) и 223 таблиц в разрезе субъектов Российской Федерации (том II).

2.2.2. Подготовка к проведению Всероссийской переписи населения 2020 г.

В I полугодии 2017 года во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 г.  № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», распоряжения Высшего Евразийского экономического совета от 21 декабря 2015 г.  № 5 «О проведении переписей населения раунда 202  года в государствах-членах Евразийского экономического союза» и решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 16 сентября 2016 г. «О проведении переписей населения раунда 2020 года в государствах-участниках СНГ» Росстатом продолжена подготовка к Всероссийской переписи населения раунда 2020 года.

Принят Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 40 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения»», согласно которому сбор сведений о населении может осуществляться в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также предусмотрено проведение микропереписей населения в межпереписной период.

Проведено исследование международного опыта по защите конфиденциальной информации при проведении крупномасштабных статистических наблюдений населения с использованием портативных компьютеров и информационно-коммуникационной сети Интернет.

2.2.3. Выборочное обследование затрат на производство за 2016 год.

В полугодии 2017 г. в рамках подготовки к разработке базовых таблиц «затраты - выпуск» за 2016 г. проведено выборочное обследование затрат на производство за 2016 год, а также единовременное обследование видового состава введенных в действие основных фондов.

2.2.4.  Во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» в I полугодии 2017 г. Росстатом были выполнены следующие работы.

Проводилась подготовка к выборочному наблюдению репродуктивных планов населения, проведение которого запланировано на сентябрь 2017 г.

Так, приказом Росстата от 03.03.2017 г. № 159 утвержден Календарный план подготовки, проведения, автоматизированной обработки и публикации итогов Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения на 2017 год.

Разработаны и утверждены приказом Росстата от 20.06.2017  № 414 Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения.

В мае 2017 г. проведен семинар-обучение специалистов территориальных органов государственной статистики, ответственных за проведение наблюдения на территории субъекта Российской Федерации.

В феврале 2017 г. проведено выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах с охватом 160 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время осуществляется обработка его итогов.

В марте 2017 г. опубликованы итоги комплексного наблюдения условий жизни населения за 2016 год с охватом 60 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации.

2.2.5. Росстат осуществляет последовательное развитие системы национальных счетов (СНС) на основе утвержденного Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по развитию системы национальных счетов Российской Федерации, разработанного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, который предусматривает межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти по расширению набора разрабатываемых показателей СНС и определяет основные направления развития российской СНС до 2020 года.

В полугодии 2017 г. осуществлялась разработка методики моделирования сбалансированных оценок макроэкономических показателей при построении квартальных национальных счетов, которая позволит повысить качество и оперативность публикуемой информации в части квартальных национальных счетов. Осуществляется экспериментальный пересчет квартальных данных СНС за 2011–2016 гг. с применением вышеуказанных методов.

Продолжена работа по переходу к концепции национального богатства по методологии Системы национальных счетов.

В апреле с.г. состоялась презентация изменений в методологии Системы национальных счетов, в ходе которой ее участники ознакомились с новыми компонентами методологии, включая баланс активов и пассивов и счета накопления в части основного капитала, построенные Росстатом за 2011-2014 гг. в границах активов СНС-2008, а также с методологическими подходами, применяемыми Росстатом при оценке стоимости основных фондов и ее изменений.

Осуществлялась разработка алгоритмов и методологических рекомендаций пересчета ретроспективных динамических рядов основных показателей на основе ОКВЭД2.

2.3. Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере официального статистического учета.

Совершенствование законодательства в полугодии 2017 года было направлено на повышение ответственности в сфере официального статистического учета за своевременность и достоверность предоставления респондентами первичных данных, снижение нагрузки на бизнес и обеспечение полноты и достоверности официальной статистической информации.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» в части предоставления Правительству Российской Федерации полномочий по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере создания, эксплуатации и развития системы государственной статистики, направлен Росстатом в Минэкономразвития России и 14 июня 2017 г. внесён Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Во исполнение Ведомственного плана законопроектной работы Федеральной службы государственной статистики на 2017 год проводится работа по внесению изменений в проект федерального закона «О внесении изменений в часть 6 ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики» в части учёта при выплате вознаграждения лицам, привлекаемым при проведении статистических обследований, районного коэффициента.

Для совершенствования механизма привлечения лиц, состоящих на учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к работам, связанным со сбором и обработкой сведений о населении при проведении Всероссийской переписи населения проводится работа по внесению изменений в проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О занятости населения».

В целях реализации положений Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» о периодичности проведения, сроке проведения, дате Всероссийской переписи населения и об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение продолжена работа по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О проведении Всероссийской переписи населения 2020 года». Проект постановления с пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и расчетом затрат на подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения 2020 года в июне 2017 г. направлен в установленном порядке в адрес Минэкономразвития России для последующего внесения в Правительство Российской Федерации.

2.4. Модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Ежегодно в Информационно-вычислительной системе Росстата (ИВС Росстата) обрабатывается более 20 млрд. показателей, ведется более 1320 операционных баз по различным направлениям статистики. Данные, загружаемые в хранилище, кодируются по единому каталогу статистических показателей, содержащему более 75 тысяч показателей. Их разрезность описывается единой нормативно-справочной информацией, включающей 16 общероссийских классификаторов и около 900 отраслевых справочников. Накопленные данные используются для формирования всех официальных публикаций государственной статистики.

Основополагающим принципом развития ИВС Росстата является принцип централизации сбора и обработки статистических данных, который реализуется посредством минимизации объемов обработки данных на региональном уровне (контроль достоверности и непротиворечивости первичных данных) и централизации обработки первичных данных, полученных с регионального уровня, в федеральном центре обработки данных. Реализация данного принципа позволяет обеспечить ведение централизованного автоматизированного контроля первичных данных, ускорить формирование сводных статистических данных, а также существенным образом снизить расходы на содержание ИВС Росстата.

Важнейшим инструментом при централизованной схеме обработки информации на этапе планирования обследования является формализованное экономическое описание - документ, который описывает методологию разработки показателей деятельности предприятий на основе форм федерального статистического наблюдения, а также содержит требования к информационному и техническому обеспечению. Формализация экономического описания выполняется с помощью Системы подготовки электронных экономических описаний (СПЭЭО).

Начиная с 2017 года в Централизованной системе обработки данных (ЦСОД) производится обработка унифицированных форм федерального статистического наблюдения П-1 – П-5(м), 1-предприятие, включая приложения к ф. № 1-предприятие федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2016 г., ТЗВ-МП, ТЗВ-Бюджет.

В рамках работ по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации ИВС Росстата в полугодии 2017 года на централизованную технологию электронного сбора данных переведено 20 территориальных органов Росстата. Использование централизованной технологии сбора позволит исключить необходимость развертывания программных модулей электронного сбора в территориальных органах Росстата и обеспечит единую точку входа для предоставления отчетности и управления сбором отчетности в электронном виде как для внешних, так и для внутренних пользователей системы. Перевод всех территориальных органов Росстата на централизованную технологию сбора запланирован в 2019 году.

В 2017 году запланирован перевод еще 19 форм федерального статистического наблюдения на централизованную обработку. В настоящее время ведется подготовка формализованных экономических описаний по данным формам, после чего будет проведена опытная эксплуатация и, по ее завершении, осуществлен перевод 19 форм на обработку в ЦСОД.

В части разработки методологических подходов к использованию «Больших данных» в статистике потребительских цен, начата работа по изучению возможности применения данных Росздравнадзора о динамике цен на лекарственные препараты по результатам ежемесячного мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты по субъектам Российской Федерации.

В 2017-2018 годах запланировано проведение работ по совершенствованию ИВС Росстата в части инструментария распространения результатов, включая обновление Интернет-портала Росстата.

Целями выполнения работ в части обновления Интернет-портала являются: сокращение сроков подготовки и размещения официальной статистической информации на портале Росстата и в открытых информационных ресурсах; повышение оперативности актуализации и достоверности официальной статистической информации; обновление системы управления контентом портала; приведение Интернет-портала в соответствие требованиям законодательства.

2.5. Оптимизация федеральных статистических наблюдений.

Мероприятия по разработке Федерального плана статистических работ и подготовке предложений по его актуализации осуществляются Росстатом совместно с субъектами официального статистического учета на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

В этой связи на постоянной основе проводится работа по оптимизации федеральных статистических наблюдений, совершенствованию их программ, актуализации показателей форм федерального статистического наблюдения.

Так, в I полугодии 2017 г. Росстатом совместно с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив проводилась работа по оптимизации форм отчетности, представляемых в органы государственной статистики некоммерческими организациями.

С Минэкономразвития России в настоящее время прорабатываются вопросы совершенствования законодательства в части федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

В целях выработки единой позиции и взаимоприемлемых решений по вопросу снижения статистической нагрузки на хозяйствующие субъекты и исключению дублирования статистических показателей создана Межведомственная рабочая группа по определению подходов для исключения дублирования показателей статистической отчетности.

Развитие электронного способа предоставления статистической отчетности респондентами также позволит оптимизировать процессы сбора и обработки первичных статистических данных, обеспечит повышение качества статистических данных, позволит избежать трудоемкой процедуры получения респондентами бланочной продукции и заполнения форм.

По итогам за 1 квартал 2017 г.  81% отчетности предоставлялось крупными, средними и некоммерческими предприятиями в электронном виде.

2.6. Реализация концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

Являясь главным информационным ведомством страны, Росстат особое внимание уделяет вопросам обеспечения прозрачности и максимальной открытости для общества всех важных аспектов своей деятельности.

Росстатом разработан и 27 марта 2017 г. утвержден  Ведомственный план Федеральной службы государственной статистики по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год.

В полугодии 2017 г. в рамках Плана выполнены все мероприятия по развитию ключевых механизмов открытости.

2.6.1. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1449 разработан План деятельности Росстата на
2016-2021 годы.

По итогам рассмотрения его на заседании Общественного совета при Росстате, а также с учетом результатов его общественного обсуждения приказом Росстата от 23 мая 2016 г. № 242 План утвержден и в установленном порядке зарегистрирован в Реестре документов стратегического планирования.

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2016 – 2021 годы и Декларации целей и задач Росстата за 2016 год размещен в открытом доступе на Интернет-портале Росстата 20 февраля 2017 года.

2.6.2. На Интернет-портале Росстата размещена Декларация целей и задач Росстата на 2017 год, одобренная на заседании Общественного совета при Росстате 1 февраля 2017 г. и публично представленная на расширенном заседании коллегии Росстата 7 февраля 2017 года.

2.6.3. Подготовлен доклад о результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2016 году и основных направлениях на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, который рассмотрен 1 февраля 2017 года на заседании Общественного совета при Росстате.

Результаты его обсуждения на Общественном совете при Росстате, а также доработанный вариант доклада были опубликованы на Интернет-портале Росстата.

Доклад в феврале 2017 г. рассмотрен на расширенном заседании коллегии Росстата, а также представлен для ознакомления в Общественную палату Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, профильные комитеты Федерального Собрания Российской Федерации, Российскую Академию наук, Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации.

2.6.4. Особе внимание Росстатом уделяется организации рассмотрения важнейших вопросов, связанных с деятельностью органов статистики, на Общественном совете при Росстате и Научно-методологическом совете Росстата.

В отчетном периоде организовано проведение 3 заседания Общественного совета при Росстате, на которых были рассмотрены:

- проект Ведомственного плана по реализации Концепции открытости Федеральной службы государственной статистики на 2017 год;

- проект Декларации целей и задач Росстата на 2017 год;

- проект доклада о результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2016 году и основных направлениях на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов;

- проект плана законопроектной работы на 2017 год;

- отчет о выполнении ведомственного плана по реализации в 2016 году Концепции открытости Федеральной службы государственной статистики;

- проект приказа Росстата «Об общественном рассмотрении проекта приказа Росстата «Об утверждении требований к закупаемым Федеральной службой государственной статистики, ее территориальными органами и подведомственными казенным и бюджетным учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

Также в апреле 2017 г. было проведено заседание Научно-методологического совета Росстата, на котором обсуждались методологические разработки по следующим темам: «Предложения по совершенствованию методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников организаций, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц», «Методика квартальной оценки среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников организаций, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

2.6.5. Продолжена широкомасштабная работа по размещению и  распространению официальной статической информации в форме открытых данных. Основными ресурсами для размещения наборов открытых данных в сети «Интернет» являются:

1. Официальный Интернет-портал Росстата, рубрика «Открытые данные» http://www.gks.ru/opendata/;

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) http://fedstat.ru/indicators/start.do;

3. Портал «Открытые данные Российской Федерации» http://data.gov.ru/.

На Интернет-портале Росстата в рубрике «Открытые данные» размещены и поддерживаются в актуальном состоянии общественно значимые наборы открытых данных, такие, как:

- статистический регистр Росстата с идентификацией хозяйствующих субъектов кодами ОКТЭИ;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;

- общероссийские классификаторы.

В открытом доступе Росстатом размещены деперсонифицированные (обезличенные) данные обследований населения (переписей населения, обследований по проблемам занятости, бюджетов домашних хозяйств).

2.6.6. Большое внимание уделяется взаимодействию со СМИ.

Так, в отчетном периоде на федеральном уровне проведено 35 мероприятий с участием руководства Росстата по освещению целей и задач Росстата, в том числе опубликовано 2 интервью в печатных СМИ, проведено 14 публичных мероприятий, 14 пресс-конференций, 5 телетрансляций.

Аналогичная работа проводится на региональном уровне.

 

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ:

          .DOC;    120 Kb              .PDF;    600 Kb