ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ В РОССИИ
В
III КВАРТАЛЕ 2023 ГОДА1

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2023 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 августа 2023 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос на 2 процентных пункта (далее – п.п.) и составил (-13%).

 

В зависимости от возраста респондентов индекс потребительской уверенности в 2023 г. демонстрирует следующую динамику.

 

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос на 1 п.п. и составил (-8%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. увеличилась на 1 п.п. – до 20% (во II квартале 2023 г. – 19%). Доля нейтральных и негативных оценок не изменилась – 47% и 32%, соответственно.

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос среди молодого поколения (16-29 лет) на 4 п.п. и составил (-4%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего поколения (50 лет и старше) – сохранился на прежнем уровне и составил (-8%) и (-10%), соответственно.

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос на 1 п.п. и составил (-21%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 14%. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 2 п.п. и составила 36%. Доля отрицательных оценок не изменилась и составила 49%.

 

 

Индекс произошедших изменений в экономике России в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. среди молодого поколения (16-29 лет) и лиц среднего возраста (30-49 лет) не изменился и составил (-18%) и (-22%), соответственно, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – возрос на 2 п.п. и составил (-21%).

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. остался на прежнем уровне и составил (-5%).

 

 

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 12%. Доля нейтральных оценок снизилась на 1 п.п. и составила 67%. Доля отрицательных оценок не изменилась и составила 19%.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос среди молодого поколения (16-29 лет) – на 2 п.п. – до 2%, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 1 п.п. до (-2%), сохранился на прежнем уровне среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) и составил (-8%).

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении
в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос на 3 п.п. и составил (-9%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 12%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 2 п.п. и составила 59%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 4 п.п. и составила 28%.

 

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в III квартале 2023 г. по сравнению со II кварталом 2023 г. возрос среди молодого поколения (16-29 лет) – на  6 п.п. – до (‑5%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на  3 п.п. – до (-7%)  и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на  2 п.п. – до (-12%).

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 3 п.п. и составил (-22%) в III квартале 2023 г. против (-25%) во II квартале 2023 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 2 п.п. и составил  (-29%) в III квартале 2023 г. против (-31%) во II квартале 2023 года.

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

 

Август
2022 г.

Май
2023 г.

Август
2023 г.

 

Август
2022 г.

Май
2023 г.

Август
2023 г.

Россия

-22,4

-14,7

-13,1

Люксембург

-25,9

-15,3

-13,7

Австрия

-31,7

-24,5

-22,3

Мальта

-11,6

-9,9

-12,8

Бельгия

-18,4

-14,7

-11,6

Нидерланды

-27,9

-19,8

-16,9

Болгария

-28,2

-22,4

-20,4

Польша

-19,5

-5,3

-4,5

Венгрия

-46,1

-38,6

-31,1

Португалия

-31,1

-27,2

-22,1

Германия

-24,0

-13,0

-15,2

Румыния

**

**

**

Греция

-54,2

-34,5

-35,4

Словакия

-29,4

-24,9

-19,8

Дания

-14,3

-6,6

-5,4

Словения

-37,9

-30,7

-32,9

Ирландия

-27,0

**

**

Финляндия

-14,9

-9,1

-8,1

Испания

-30,8

-20,5

-14,8

Франция

-18,2

-17,2

-14,8

Италия

-24,2

-16,5

-16,1

Хорватия

-29,2

-16,7

-18,9

Кипр

-35,9

-25,8

-24,1

Чехия

-27,5

-19,6

-15,9

Латвия

-29,3

-18,1

-17,9

Швеция

-19,6

-15,5

-17,3

Литва

-10,9

-1,3

-1,9

Эстония

-37

-30,7

-29,5

Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

** Данные отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в августе 2023 г. находились в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в августе 2023 г. отмечены в Греции (-35,4%), Словении (-32,9%), Венгрии (-31,1%), Эстонии (-29,5%), Кипре (-24,1%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В августе 2023 г. по сравнению с августом 2022 г. во всех странах ЕС наблюдалось улучшение показателя, за исключением Мальты, где отмечено снижение показателя на 1,2 п.п.

Показатель по Российской Федерации за аналогичный период увеличился на 9,3 п.п. и составил (-13,1%).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей  (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

___________________

1 Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям.