Общее

Итоги выборочного статистического наблюдения участия населения
в непрерывном образовании

Федеральной службой государственной статистики в июне, июле, августе 2020 года проведен второй раунд федерального статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании (далее – Выборочное наблюдение или Наблюдение). Наблюдение проведено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» и позиции 1.30.20. Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р. Наблюдение являлось дополнительным модулем к выборочному обследованию рабочей силы.

В рамках выборочного наблюдения во всех субъектах Российской Федерации в июне-августе было опрошено около 100 тысяч домохозяйств (более 231 тыс. респондентов в возрасте от 15 лет и старше, что соответствует 0,19% численности населения данного возраста). Обследуемым периодом при проведении наблюдения участия населения в непрерывном образовании являлись двенадцать месяцев, предшествующих опросу.

Итоги выборочного наблюдения были распространены на общую численность населения в возрасте 15 лет и старше. По результатам наблюдения сформирована официальная статистическая информация об участии населения в непрерывном образовании по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности. Статистическая информация разработана по всему обследуемому населению в возрасте 15 лет и старше, населению в трудоспособном и старше трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 16-60 лет, женщины - в возрасте 16-55 лет), возрастной группе 25-64 года, по статусу участия респондентов в составе рабочей силы на момент опроса – занятым, безработным, лицам, не входящим в состав рабочей силы.

Для целей данного наблюдения использовались следующие понятия и определения
в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании
в Российской Федерации».

Непрерывное образование – образование в течение всей жизни.

К лицам, участвовавшим в непрерывном образовании, относятся те, кто участвовал на протяжении 12 месяцев в одной из форм обучения, а именно, в получении следующих видов образования: общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования.

Данные по лицам, получающим образование, сгруппированы в зависимости от видов образования и формы участия – общее или профессиональное образование, дополнительное образование или профессиональное обучение, самообразование.

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Основные общеобразовательные программы (применительно к населению в возрасте 15 лет и старше) – это образовательные программы основного общего, среднего общего образования.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

К основным профессиональным образовательным программам относятся:

образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

Дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительные общеобразовательные программы – это дополнительные общеразвивающие программы, которые направлены на развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени, и дополнительные предпрофессиональные программы – программы в сфере искусств, физической культуры и спорта, которые реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Под самообразованием понимается форма получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании. В это понятие входит самостоятельная деятельность для приобретения новых знаний, умений и навыков (кроме занятий, которые являлись составной частью других форм обучения).

Итоги наблюдения разрабатываются по населению в зависимости от статуса участия в составе рабочей силы (занятые, безработные, лица, не входящие в состав рабочей силы) на момент опроса.

Занятые – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в обследуемую неделю выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия.

Занятые классифицируются по своему статусу как работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму или наемные работники – это лица, которые выполняют работу, определенную как «работа по найму». Работа по найму – это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает.

Работающие не по найму – это лица, которые выполняют работу, определенную как «работа на собственном предприятии, в собственном деле». Это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и оказания услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела). Эта группа объединяет работодателей (в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих наемных работников на постоянной основе), самостоятельно занятых лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, не нанимающих наемных работников на постоянной основе), членов производственных кооперативов, помогающих на семейном предприятии.

Безработные в соответствии с определениями Международной Организации Труда (МОТ) – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы;

- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если в обследуемую неделю они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Распределение по занятиям и видам экономической деятельности безработных производится по последнему месту работы.

Лица, не входящие в состав рабочей силы – лица в возрасте 15 лет и старше, которые не являются занятыми или безработными в течение короткого учетного периода (обследуемой недели).

Показатели, рассчитанные по результатам наблюдения

Численность населения, участвующего в непрерывном образовании – численность населения, участвующего в обучении хотя бы по одному из видов образования (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования). Данный показатель охватывает всех лиц, принимавших участие на протяжении 12 месяцев по крайней мере в одном из видов обучения. В случае участия в двух и более видах обучения в данном показателе лицо учитывается только один раз.

Уровень участия населения в непрерывном образовании – отношение численности населения, участвующего в обучении по одному из видов образования (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования), к общей численности населения, выраженное в процентах.

Доля занятого населения, участвующего в непрерывном образовании, в общей численности занятого населения – отношение численности занятого населения, участвующего в обучении по одному из видов образования (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования), к общей численности занятого населения, выраженное в процентах.

Доля безработных, участвующих в непрерывном образовании, в общей численности безработных – отношение численности безработных, участвующих в обучении по одному из видов образования (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования), к общей численности безработных, выраженное в процентах.

Доля населения, не входящего в состав рабочей силы, участвующего в непрерывном образовании, в общей численности населения, не входящего в состав рабочей силы – отношение численности населения, не входящего в состав рабочей силы, участвующего в обучении по одному из видов образования (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование, в том числе в форме самообразования), к общей численности населения, не входящего в состав рабочей силы, выраженное в процентах.

Более подробная информация приводится в прилагаемых таблицах. Сумма значений показателей по формам участия в непрерывном образовании в таблицах больше итога в связи с тем, что респондент мог отметить несколько форм участия. В итоговой строке лицо учтено только один раз.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

В публикации приняты условные обозначения:

-        явление отсутствует;

...      данных не имеется;

0,0   значение показателя меньше единицы измерения.

Классификация видов деятельности приведена в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2), занятий – в соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (ОКЗ).

Источники и контакты

Источник

Форма федерального статистического наблюдения № 1-НО «Анкета выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании»

Периодичность

1 раз в 5 лет

Сроки обновления на сайте

Декабрь

Контакты

Моисеева А.О., тел. 8 (495) 607-41-41, доб. 99344