Общее

Итоги выборочного наблюдения труда мигрантов

Федеральной службой государственной статистики в апреле, мае, августе, сентябре 2019 года проводилось выборочное наблюдение труда мигрантов (далее Наблюдение). Наблюдение проведено во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г.
№ 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». Наблюдение являлось дополнительным модулем к выборочному обследованию рабочей силы. Периодичность проведения наблюдения – 1 раз в 5 лет.

Единицами отбора являлись частные домашние хозяйства  (далее – домохозяйства); единицами наблюдения – лица, в возрасте от 15 лет и старше, являющиеся членами этих домохозяйств.

В рамках наблюдения во всех субъектах Российской Федерации было опрошено свыше 130 тысяч домохозяйств, в которых проживает население в возрасте 15 лет и старше (0,24% от общей численности домохозяйств). В наблюдении участвовали представители различных групп и слоев населения.

Целью наблюдения является получение официальной статистической информации, характеризующей:

  • сравнение положения на рынке труда населения в возрасте 15 лет и старше в зависимости от миграционного статуса;
  • распространенность привлечения на работу трудовых мигрантов (как иностранных, так и российских) домохозяйствами и предпринимателями;
  • сравнение масштабов привлечения на работу в домохозяйства иностранных мигрантов, временно пребывающих в России, и российских граждан;
  • выезд российских граждан на работу за границей.

Для целей данного наблюдения используются следующие определения.

При проведении наблюдения в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу. Местом постоянного (обычного) жительства лица является то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).

Международные мигранты – это все жители страны (постоянное население), которые когда-либо меняли страну обычного проживания 1).

К ним относятся лица, родившиеся не в России. Кроме того, применительно к задачам настоящего наблюдения:

лица, родившиеся в СССР (независимо от того, в какой республике родились) и на начало 1992 года проживавшие на территории России, относятся к лицам, которые не меняли страну обычного проживания (т.е. не являются международными мигрантами). Лица, проживавшие на территории Республики Крым на начало 1992 г., также не являются международными мигрантами; 

лица, родившиеся в СССР, на начало 1992 года проживавшие не в России и приехавшие в нее на постоянное место жительства в 1992 году и позже, являются лицами, изменившими страну обычного проживания, и включаются в число международных мигрантов.

Международные трудящиеся-мигранты, обычно проживающие в России – лица в возрасте 15 лет и старше, постоянно проживающие в России, которые изменили свою страну обычного проживания и (или) чье место рождения находится в другой стране (родившиеся за границей), которые в течение учетного периода состояли в рабочей силе страны либо в качестве занятых, либо безработных. При этом, к лицам, родившимся в СССР, применяются такие же методологические подходы, как и к категории международных мигрантов.

Рабочая сила  – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Занятые – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в обследуемую неделю выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия.

Безработные в соответствии с определениями МОТ – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Уровень участия в рабочей силе международных мигрантов – отношение численности международных трудящихся-мигрантов (занятых и безработных) определенной возрастной группы  к общей численности международных мигрантов соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

Уровень занятости международных мигрантов – отношение численности занятых международных трудящихся-мигрантов определенной возрастной группы к общей численности международных мигрантов соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

Уровень безработицы международных трудящихся-мигрантов – отношение численности безработных международных трудящихся-мигрантов определенной возрастной группы к численности международных трудящихся-мигрантов соответствующей возрастной группы, входящих в состав рабочей силы (занятых и безработных), рассчитанное в процентах.

Информация об иностранных трудящихся – нерезидентах (временно находящихся на территории России) разрабатывается на основании ответов домохозяйств и (или) членов домохозяйств, относящихся к категории предпринимателей.

Иностранные трудовые мигранты (иностранные трудящиеся-нерезиденты) – лица, являющиеся гражданами других государств (иностранными гражданами), независимо от возраста, которые в течение определенного отчетного периода не были обычно проживающими жителями в стране, нанимаемые домохозяйствами или предпринимателями, и выполнявшие оплачиваемую работу в Российской Федерации.

Внутрироссийские трудовые мигранты – российские граждане, независимо от возраста, нанимаемые домохозяйствами и выполнявшие оплачиваемую работу, постоянное место проживания которых отличается от региона выполнения работы.

Работа по найму – это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает.

Постоянные эмигранты и временно находящиеся за границей – лица в возрасте 15 лет и старше, уехавшие за границу и не проживающие в домохозяйстве постоянно. Для определения наличия этой категории граждан в домохозяйстве задаются вопросы главе домохозяйства или наиболее осведомленному члену домохозяйства о членах домохозяйства, уехавших за границу на протяжении последних пяти лет.

Данные выборочного наблюдения были распространены на генеральную совокупность:

о численности населения в возрасте 15 лет и старше в зависимости от миграционного статуса, о числе предпринимателей – членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлекавших на оплачиваемую работу иностранных трудовых мигрантов - на все население обследуемого возраста, на основе демографической оценки численности населения на 1 января предыдущего года;

о численности привлекаемых на работу трудовых мигрантов (как иностранных, так и российских) домохозяйствами, о численности лиц, уехавших в течение последних пяти лет за границу - на число домохозяйств (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г.).

Итоги сформированы в целом по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения, по статусу участия в составе рабочей силы, категориям работодателей, видам экономической деятельности, группам занятий, странам и видам выполняемых работ.

Итоги наблюдения сформированы с учетом следующих классификаторов:

ОКВЭД2 – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014. На уровне групп ОКВЭД2 сопоставим со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) - (NACE Rev.2);

ОКЗ – Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014. Группировки занятий ОКЗ сопоставимы с Международной Стандартной Классификацией Занятий (МСКЗ-2008);

ОКСМ – Общероссийский классификатор стран мира (ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).

Информация о трудовой деятельности мигрантов в домохозяйстве по видам выполняемых работ и оказываемых услуг приводится по видам работ, услуг, на которые уделялось преимущественное время. При этом к другим работам и услугам относятся: ремонт транспортных средств, услуги грузчиков, ремонт мебели, ремонт компьютеров, установка программного обеспечения и комплектующих, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники и другие работы и услуги.

Информация о трудовой деятельности мигрантов у лиц, занятых предпринимательской деятельностью, по видам экономической деятельности приводится по преобладающему виду экономической деятельности предпринимателя (на основе данных выборочного обследования рабочей силы).

Более подробная информация приводится в прилагаемых таблицах.

В таблицах приняты условные обозначения:

-  явление отсутствует

… данные отсутствуют

0,0 небольшая величина.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

 

1) В соответствии с Руководящими принципами в отношении статистики международной трудовой миграции, принятыми 20й Международной конференцией статистиков труда (Женева, 10-19 октября 2018).

Источники и контакты

Источник Форма федерального статистического наблюдения № 1-ТМ «Анкета выборочного наблюдения труда мигрантов»
Периодичность 1 раз в 5 лет
Сроки обновления на сайте Декабрь
Контакты Моисеева А.О., тел. 8(495)607-16-11
© 2019 Федеральная служба государственной статистики