Потребительские ожидания в России
во
II квартале 2021 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в мае 2021 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

 

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос на 3 процентных пункта (далее – п.п.) и составил (-18%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image001.pngОписание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image002.png

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2021 г. по сравнению c I кварталом 2021 г. остался неизменным – на уровне (-12%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image003.png

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. уменьшилась до 15% (в I квартале 2021 г. доля составила 17%). Доля негативных оценок уменьшилась до 32% (в I квартале 2021 г. – 33%), доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась до 51% (в I квартале 2021 г. – 47%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image004.png

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. среди молодого поколения (16-29 лет) уменьшился на 1 п.п. и составил (-10%), по двум другим возрастным группам (50 лет и старше) и (30-49 лет) остался неизменным – на уровне (-11%) и (-14%) соответственно.

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image005.png

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос на 8 п.п. и составил (-27%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image006.png

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. увеличилась на 3 п.п. и составила 10%, доля отрицательных оценок уменьшилась до 53% против 62% в I квартале 2021 года, доля нейтральных оценок увеличилась на 5 п.п. и составила 36%.

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image007.png

Индекс произошедших изменений в экономике России во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 4 п.п., среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 12 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 6 п.п.

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. остался неизменнымна уровне (-8%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image008.png

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2021 г. уменьшилась до 10% (в I квартале 2021 г. доля составила 12%), доля нейтральных оценок увеличилась до 64% (в I квартале 2021 г. – 62%), доля негативных оценок уменьшилась до 23% (в I квартале 2021 г. – 24%).

 

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image009.png

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по возрастным группам во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 2 п.п. и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 1 п.п., среди молодого поколения (16-29 лет) уменьшился на 7 п.п.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос на 2 п.п. и составил (-16%).

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image010.png

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. возросла до 9% (в I квартале 2021 г. – 8%), доля нейтральных оценок осталась неизменнойна уровне 54%, доля отрицательных оценок сократилась на 1 п.п. и составила 37% (в I квартале 2021 г. – 38%).

 

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image011.png

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по возрастным группам во II квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. увеличился среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно, среди молодого поколения (16-29 лет) уменьшился на 1 п.п.

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 4 п.п. и составил (-27%) во II квартале 2021 г. против (-31%) в I квартале 2021 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 2 п.п. и составил (-37%) во II квартале 2021 г. против (-39%) в I квартале 2021 года.

Описание: \\mp2\g\www\СРОЧНАЯ\06-2021\117.files\image012.png

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Май 2020 г.

Февраль 2021 г.

Май 2021 г.

 

Май 2020 г.

Февраль 2021 г.

Май 2021 г.

Россия

-29,8

-20,7

-18,2

 

 

 

 

Австрия

-14,2

-11,4

-2,3

Люксембург

-16,2

-11,1

-1,6

Бельгия

-15,1

-6,2

-0,4

Мальта

-11,3

-6,9

8,3

Болгария

-28,5

-30,9

-22,6

Нидерланды

-18,3

-7,9

3,0

Великобритания

-23,7

2)

2)

Польша

-20,7

-13,8

-3,4

Венгрия

-26,7

-25,7

-17,1

Португалия

-29,8

-28,0

-12,8

Германия

-14,8

-12,0

-4,3

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-33,0

-46,2

-22,2

Словакия

-27,8

-28,3

-18,2

Дания

-2,0

2,5

6,8

Словения

-33,2

-24,7

-18,0

Ирландия

-21,6

-5,2

6,6

Финляндия

-10,0

-1,4

2,4

Испания

-28,8

-25,2

-9,9

Франция

-16,7

-15,1

-5,8

Италия

-20,6

-13,6

-4,5

Хорватия

-21,7

-19,8

-6,2

Кипр

-28,8

-31,8

-17,8

Чехия

-9,1

-16,0

-6,5

Латвия

-19,0

-18,3

-8,9

Швеция

-7,3

4,9

9,5

Литва

-9,5

-3,3

-0,3

Эстония

-9,2

-16,9

-16,9

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в мае 2021 г. находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в мае 2021 г. отмечены в Болгарии (-22,6%), в Греции (-22,2%), в Словакии (-18,2%), в Словении (-18,0%) и на Кипре (-17,8%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по шести странам ЕС: Швеция (9,5%), Мальта (8,3%), Дания (6,8%), Ирландия (6,6%), Нидерланды (3,0%) и Финляндия (2,4%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В мае 2021 г. по сравнению с маем 2020 г. наблюдалось улучшение показателя почти по всем странам ЕС, за исключением  Эстонии (ухудшение на 7,7 п.п.). В большей степени увеличение индекса зарегистрировано по следующим странам: Ирландия на 28,2 п.п., Нидерланды на 21,3 п.п., Мальта на 19,6 п.п., Испания на 18,9 п.п., Польша на 17,3 п.п.

Показатель по Российской Федерации во II квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. возрос на 11,6 п.п.

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики